Направления деятельности Министерства экономики

Социально-экономическое развитие Республики Мордовия
Инвестиционная политика
Государственные нужды
Контроль за размещением заказов и осуществлением закупок

Развитие муниципальных образований
  • Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия
  • Международное и межрегиональное сотрудничество
    Административная реформа
    Экономика строительства и жилищно-коммунального хозяйства
    Экономическая реформа
    Экономика промышленности транспорта, связи и энергетики
    Экономика агропромышленного комплекса
    Экономика торговли
    Президентская программа подготовки управленческих кадров

    Всемирная торговая организация

    

    В 2008 г. продолжалась реализация Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2008 годах», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. № 694-р, направленной на:

    • улучшение качества и доступности государственных услуг;
    • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе исключение избыточного государственного регулирования;
    • повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.

    Большим достижением в прошедшем году можно считать признание Правительства Республики Мордовия победителем конкурса программ, планов и проектов административной реформы, проводимом в Минэкономразвития России. Республике выделены средства из федерального бюджета в размере 2,0 млн. рублей на условиях софинансирования на разработку Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года  в Республике Мордовия. Программа утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. № 610. Программой предусмотрено  создание МФЦ на базе общественной приемной администрации городского округа Саранск и в Рузаевском муниципальном районе.

    Основные направления работы нашли отражение в Подробном плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Мордовия в 2008 году и Плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Мордовия в 2008-2009 годах, утвержденных распоряжением Правительства Республики Мордовия от 12 марта 2008 г. № 236-р. Административная реформа в Республике Мордовия проводится по следующим направлениям:

    • управление по результатам;
    • стандартизация и регламентация;
    • создание оптимальной структуры и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти;
    • реализация мер по эффективной антикоррупционной политике;
    • повышение эффективности взаимодействия государства и общества;
    • модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной  власти;
    • повышение эффективности государственной службы.

    По каждому направлению были достигнуты существенные результаты, а именно:

     

    1. Управление по результатам.

    В Республике Мордовия ряд мероприятий  административной реформы реализовывался в рамках Программы реформирования региональных финансов на 2006-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2005 г. № 412.

    Работа в данном направлении была продолжена в 2008 году. Принят Указ Главы Республики Мордовия от 22 июля 2008 г. № 147-УГ  «Об основных направлениях бюджетной политики Республики Мордовия на 2009-2011 годы». Принято постановление Правительства Республики Мордовия  от 24 июня 2008 г. № 286 «О порядке составления проекта республиканского бюджета и проекта бюджета  Мордовского республиканского фонда обязательного  медицинского страхования  на очередной финансовый год  и плановый период». Это основополагающие документы при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия.

    В практику деятельности министерств, иных исполнительных органов государственной власти внедряется разработка и реализация ведомственных целевых программ. В прошедшем году в Республике Мордовия реализовывалось 11 ВЦП, их разработали и утвердили 7 главных распорядителей бюджетных средств из 39 (17,94 %). Каждая программа  предусматривает конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы.

    Инструментом  повышения  результативности органов исполнительной власти республики становятся   наряду с ВЦП Доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы). Все показатели деятельности исполнительных органов государственной власти  отражаются  в  ДРОНДах и увязываются со стратегическими целями республики, а также с показателями,  предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

    В прошедшем  году Министерством экономики Республики Мордовия проведена  большая работа по координации деятельности исполнительных органов государственной власти, иных субъектов бюджетного  планирования по разработке  ДРОНДов.  Министерства, иные исполнительные органы государственной власти, а также государственные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств республиканского бюджета, представляли в Минэкономики Республики Мордовия  (и в Минфин Республики Мордовия)   доклады о результатах и основных направлениях их деятельности на 2009-2011 годы. В 2008 году разработали доклады 35 ГРБС из 39 (89,74%).

    Таким образом, в республике постепенно формируется  единая система планирования развития территории, которая включает элементы, обеспечивающие взаимосвязь стратегических, среднесрочных и оперативных целей, задач и мероприятий исполнительных органов государственной  власти региона, а также увязывает расходы республиканского  бюджета с конкретными измеримыми результатами деятельности органов власти.

    Совершенствуется правовое  регулирование вопросов стимулирования эффективной деятельности  исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и  государственных служащих.

    Принят  Указ Главы Республики Мордовия от 10 апреля 2008 г.   № 82-УГ «Об утверждении перечня, величины и значимости ежемесячных (квартальных и годовых) показателей  эффективности управленческой деятельности государственных органов Республики Мордовия для оценки результатов работы должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия в 2008 году», который предусматривает формирование фонда стимулирования каждого государственного органа в зависимости от итогов работы республики в целом и от выполнения конкретных показателей, характеризующих эффективность работы исполнительных органов государственной власти, иных государственных органов.

    Эффективность деятельности администраций муниципальных образований оценивается в республике  в рамках системы межбюджетных отношений с 1997 года. Законом Республики Мордовия от 26 декабря 2005 г.  № 107-З «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» утвержден перечень показателей социально-экономического развития, используемых при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.

    С 1 января  2008 года   Закон  «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» действует в новой редакции (от 21 февраля 2008 г. № 4-З).

    Продолжалась работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», а также  распоряжения Главы Республики Мордовия от 16 июля 2007 г. № 364-РГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации  от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

    Принят Указ Главы Республики Мордовии от 16 июня 2008 г. № 122-УГ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Мордовия». Данный Указ направлен  на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

    Разработана и утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. № 589 утверждена  Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия  на 2008-2012 годы. Это основополагающие стратегические документы, на которых базируется социально-экономическая политика в республике.

    В 2008 году в республике нашли  урегулирование правоотношения в сфере организации работы автономных учреждений. Принято постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2008 г. № 118 «О мерах по реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в Республике Мордовия», которым утверждены:

    1. Порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений Республики Мордовия путем изменения типа существующих государственных учреждений Республики Мордовия;
    2. Порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения Республики Мордовия.

    Кроме того, принято постановление Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2008 г. № 198 «Об отверждении Положения об определении условий и порядка формирования задания учредителя автономного учреждения Республики Мордовия и порядка финансового обеспечения его выполнения». В 2008 году было создано 5 автономных  учреждений Республики Мордовия.

    2. Стандартизация и регламентация.

    В рамках направления «Стандартизация и регламентация» в 2008 году решались  задачи по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы для разработки и внедрения административных регламентов и стандартов государственных услуг,   отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг.  Подготовлен проект Сводного реестра государственных функций и государственных услуг Республики Мордовия.

    Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 марта   2008 г. № 289-р утверждены Методические рекомендации по порядку разработки административного регламента исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) и стандарта государственной услуги.

    Разработано  55 административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций (предоставления государственных (муниципальных) услуг). Из них  15 административных регламентов вне плана. (В 2007 году разработано 45 административных регламентов). Проекты административных регламентов проходили в установленном порядке экспертизу  в Министерстве экономики Республики Мордовия, а также независимую экспертизу    (как правило,  в Торгово-промышленной палате Республики Мордовия), размещались для всеобщего рассмотрения и обсуждения на сайтах исполнительных органов государственной власти (сайте администрации городского округа Саранск). Из указанных проектов утверждены и внедрены  10. Остальные находятся на различных стадиях экспертизы, доработки и повторного согласования.

    Проведен семинар - совещание  на тему «Создание системы МФЦ на территории Республики Мордовия. Разработка административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в Республике Мордовия» с участием представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления.

    Одним из самых значимых результатов по  направлению «Стандартизация и регламентация» является разработка и принятие Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия (постановление Правительства Республики Мордовия от  29 декабря 2008 г. № 610).

    Программой предусматривается реализация мероприятий, направленных на создание системы МФЦ в республике. Город Саранск и Рузаевский муниципальный район являются наиболее густонаселенными муниципальными образованиями (в Саранске и подчиненных его администрации населенных пунктах поживает 322 329 человек, в Рузаевском районе – 66 556 человек, Лябирском – 33 158 человек, в остальных районах численность населения не превышает 15 000 человек). Поэтому указанным муниципальным образованиям отдан приоритет при решении вопроса о месте создания МФЦ. К тому же  учитывалась имеющаяся материальная база для создания МФЦ в городском округе Саранск и финансовые возможности  города. Пилотной площадкой для создания первого МФЦ в республике и дальнейшего тиражирования полученного опыта в других муниципальных образованиях, в первую очередь Рузаевском муниципальном районе, должна стать Общественная приемная администрации городского округа Саранск.

    В 2008 году государственным учреждением «Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия» был осуществлен мониторинг и оценка эффективности предоставления государственных (бюджетных) услуг населению. Проведенный мониторинг показал, что более половины жителей республики  положительно или скорее положительно оценивают деятельность органов власти. Причем  данный показатель  в 2005-2008 г.г. имеет позитивную динамику (с 19,5 %  опрошенных в 2005 году до  34,6 %  опрошенных в 2008 году). В то же время существенное увеличение позитивных оценок власти не сопровождается автоматическим ростом доверия к ней. Наоборот, по сравнению с 2005 годом произошло некоторое снижение доли респондентов, которые считают, что в отношении рядовых граждан к властям республики преобладает доверие (с 13,8 до 12,7 %), и увеличение  количества респондентов, определяющих это отношение как «равнодушие» (с 19,6 до 21,3 %). Самые положительные оценки респонденты давали изменениям в демографической ситуации (32 % назвали их позитивными) и в строительстве доступного жилья (30,2 %). Сферами, где население реже всего замечает положительные перемены, является медицинское обслуживание   (38,2 % опрошенных считают, что в этой области  ничего не изменилось) и жилищно-коммунальное обслуживание (37,9 %).

    Кроме того,  следует отметить, что по результатам оценки на федеральном уровне  эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия  на основании Указа Президента Российской  Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» такому показателю как оценка населением результатов деятельности органов исполнительной власти в соответствующей сфере были присвоены  следующие баллы:

    • в сфере экономики и государственного управления  – 0,595 (13 место);
    • в сфере здравоохранения – 0,473 (2 место);
    • в сфере образования –  0,644 (48 место).

    3. Создание оптимальной структуры и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия

     

    Одним из важнейших мероприятий этого направления является реорганизация системы органов социальной защиты населения Республики Мордовия. Подготовительные мероприятия по реорганизации  начали проводиться с февраля 2008 года. Указом Главы Республики Мордовия от 19 мая 2008 г.  № 103-УГ «Вопросы структуры  исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия» функции проведения государственной политики в области труда переданы Государственному комитету Республики Мордовия по занятости населения. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия переименовано в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 мая 2008 г.      № 228 «Вопросы Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия и Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения» утверждено Положение  о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия.  Законом Республики Мордовия от 15 июля 2008 г. № 74-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» с 1 июля 2008 года органам местного самоуправления передано 19 государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.

    Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. № 1090-р  принято решение  на базе  управлений (отделов) социальной защиты населения и  комплексных центров  в муниципальных районах и городском округе Саранск создать 24 государственных учреждения социальной защиты населения,  подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия. В настоящее время осуществляются юридические и организационно-штатные мероприятия по созданию государственных учреждений.

    Разработана общая концепция предоставления социальных услуг населению Республики Мордовия по принципу «одного окна» на основе  комплексных центров оказания социальных услуг в муниципальных образованиях республики, интегрированных с республиканской системой информационной поддержки населения (Call Center). Продолжалась  работа по созданию материальной базы для функционирования районных комплексных центров предоставления государственных социальных услуг и республиканского центра информационной поддержки (создана частично).

    Завершены работы по организации разработки и внедрения проекта автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (АИС ЭСРН РМ). На базе  регистра  создается  Портал  государственных услуг (в части оказания социальных услуг) населению республики.

     

    4. Реализация  мер по эффективной антикоррупционной политике

    В целях совершенствования работы по противодействию коррупции, обеспечения соблюдения норм этики государственными гражданскими служащими, создания благоприятных условий для развития экономики,  в  республике  реализуется Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007г.        № 54-З «О противодействии коррупции в Республике Мордовия». В 2008 году принят Закон Республики Мордовия от 20 мая 2008 г.   № 27-З «О внесении изменений в ст. 11 Закона Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия».

    Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

    • разработка и реализация республиканской антикоррупционной программы;
    • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
    • антикоррупционный мониторинг;
    • антикоррупционные образование и пропаганда;
    • оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
    • иные меры, предусмотренные законодательством.

    Указом Главы Республики Мордовия от 11 февраля 2008 г. № 24-УГ  создана Межведомственная комиссия по противодействию коррупции. Ее возглавил Председатель Правительства Республики Мордовия  В.Д. Волков.  На основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2008 г. № 752-р планы противодействия коррупции приняты во всех исполнительных органах государственной власти. Распоряжением Правительства  Республики Мордовия от  13 октября 2008 г. № 901-р утвержден республиканский план (программа) противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия.

    Государственным учреждением «Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия»   проведен мониторинг  восприятия коррупции и взяточничества,  осуществлено ранжирование государственных функций и услуг с точки зрения коррупциогенности, проведен анализ уровня информационной открытости исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления. Сделаны выводы и даны рекомендации по этим  вопросам.

    Реализуется Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 марта 2006 г. № 92, которая определяет первоочередные задачи в сфере борьбы с экономической преступностью и коррупцией, а именно:

    • оптимизация форм, методов и средств противодействия экономической преступности путем объединения усилий правоохранительных, контролирующих, фискальных, финансовых органов и других структур правоохранительной направленности;
    • усиление надзора за исполнением законодательных актов, совершенствование системы контроля в сфере финансово-хозяйственной деятельности с целью недопущения злоупотреблений;
    • создание единого информационного механизма обеспечения экономической безопасности;
    • сохранение и закрепление профессионального ядра правоохранительных органов, их материально-техническое укрепление;
    • формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе, укрепление доверия общества к государству и его структурам.

    Реализуется также подпрограмма «Профилактика правонарушений на 2006 - 2010 годы» Республиканской комплексной программы по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 ноября 2006 г. № 503. Подпрограмма не ставит конкретной целью проведение мероприятий по борьбе с коррупцией, однако ее содержание  нельзя считать оторванным от решения  проблем в сфере борьбы с коррупцией.

    В республике продолжает действовать Экспертная комиссия по проведению обязательной публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства, состав и Положение о ней утверждены Указом  Главы Республики Мордовия от 30 сентября 2006 г. № 162-УГ. Основными задачами публичной независимой экспертизы являются:

    • определение качества проекта закона Республики Мордовия;
    • выявление общественного мнения в Республике Мордовия относительно предполагаемых возможных социально-экономических последствий в случае принятия проекта закона Республики Мордовия.

    В 2008 году прошли публичную независимую экспертизу 6 законопроектов, которые впоследствии были приняты.

    Министерством экономики Республики Мордовия проводятся проверки государственных заказчиков в части размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд  (в прошлом  году проведено 8 контрольных мероприятий, в рамках которых проверено около 300 комплектов конкурсной (аукционной) документации). Рассматриваются дела об административных правонарушениях в области размещения государственного и муниципального заказа. В прошлом году рассмотрено 3 дела.

    По выявленным фактам Министерством экономики в адрес государственных заказчиков и Государственного комитета Республики Мордовия  по организации торгов, ценовой и тарифной политике   направляются предложения об устранении нарушений действующего законодательства о размещении заказов.

    В республике проводится работа по созданию и внедрению Региональной системы электронной торговли для государственных региональных и муниципальных нужд Республики Мордовия (РСЭТ Республики Мордовия) в рамках программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Государственным комитетом по организации торгов, ценовой и тарифной политике Республики Мордовия 21 июля 2008 года заключен  государственный контракт с ЗАО «СОФТТЕХ», г. Москва, на сумму 5116,0 тыс. руб. В настоящее время исполнение государственного контракта находится на завершающей стадии. Поставлено и установлено необходимое оборудование, проведено обучение кадров. Внедрение системы планируется в 1 квартале 2009 года.

    Вся информация об осуществлении закупок для государственных нужд Республики Мордовия размещается на сайте по адресу http://goszakaz.e-mordovia.ru.

    5. Повышение эффективности взаимодействия государства и общества

     

    В сфере  повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности органов государственной власти в республике предпринимаются меры, направленные на формирование и развитие информационного общества на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий. Государственная политика Республики Мордовия в области создания и развития ИКТ  основана на основных направлениях Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года, и представляет собой систему конкретных мероприятий, направленных на достижение социально значимых результатов в сфере информатизации региона в соответствии с планами социально-экономического развития Республики Мордовия.

    Для достижения поставленных целей в  Республике  Мордовия реализуется Республиканская комплексная целевая программа «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2005 г. № 76. Принят ряд нормативных актов, регулирующих разработку, создание и эксплуатацию информационных систем и информационных ресурсов.

    С учетом законодательства Российской Федерации, а также современных тенденций развития информационного общества в Российской Федерации  в Республике  Мордовия   разработана и утверждена распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. № 1059-р  Концепция Республиканской целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года». Разработан проект новой, более  расширенной,  программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2012 года».

    В целях реализации данного направления административной реформы ГУ «НЦСЭМ Республики Мордовия» проведен мониторинг и составлен рейтинг исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по критерию открытости. Оценка исполнительных органов власти Республики Мордовия проводилась на основе анализа web-страниц и web-сайтов исполнительных органов государственной власти, размещенных в сети Интернет.

    По результатам анкетирования  собственные доступные сайты имеют 5 исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия (19 % от общего количества оцениваемых органов): Министерство спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и  занятости населения. При этом страницы на сайте www.e-mordovia.ru. имеют все исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.

    Максимальные оценки получили адресные данные органа, его структурного подразделения и подведомственных ему организаций, в том числе подраз­делений по работе с обращениями граждан (телефоны, почтовые адреса, адреса электронной поч­ты), их средний балл составил 4,15. Кроме того, эксперты высоко оценили такие компоненты, как «сведения о руководстве и должност­ных лицах органа (краткие биографические справки)» — 3,63 балла, «справочная информация о задачах и функциях органа» — 3,38 балла. Следует отметить, что по исследованию 2007 года наиболее высокие оценки также получила именно эта информация. В 2008 году немного ниже, чем в 2007 году, была оценена информация о задачах и функциях органа — 3,38 балла (в 2007 году —  3,71 балла).

    Самые низкие оценки получили такие данные, как «сведения о решениях судов о при­знании недействующими нормативных правовых актов органа» (1,48 балла),  «сведения о результатах проверок, проведенных органом в подведомственных организациях, а также проверок, проведенных в самом органе» (1,58 балла), «обзоры обращений граждан и организаций в орган, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и принятых мерах» (1,60 балла).

    Комплексная оценка исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Мордовия по критерию открытости составила 2,72 балла (в 2007 году — 2,65 балла). Исходя из оценок расчета,  можно отметить, что увеличение комплексной оценки произошло из-за повышения оценок в основном справочной информации, а именно: адресных данных, обзоров обращений граждан в орган, сведений об основных показателях. Тем не менее, следует отметить, что за период 2007—2008 годов произошли изменения в сторону улучшения показателей информационной открытости исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Если в 2007 году группу «хорошо» составили 4 % органов государственной власти, то в 2008 году — уже 11 % органов власти; в 2007 году в группу «удовлетворительно» входили 59 % органов власти, в 2008 году — 78 %. Кроме того, уменьшилось количество органов, составляющих группу «неудовлетворительно», — 11 % (в 2007 году — 37 %).

    Свои сайты имеют  8 органов местного самоуправления Республики Мордовия (35 % от общего количества оцениваемых органов местного самоуправления). В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошли положительные изменения качественных и количественных характеристик информации, размещенной на официальных сайтах органов местного самоуправления Республики Мордовия. Основная часть органов местного самоуправления составляет по-прежнему группу «удовлетворительно» — 78 %, но вместе с тем уменьшается количество органов местного самоуправления, отвечающих оценке «неудовлетворительно», по сравнению с 2007 годом  состав этой группы уменьшился на 53 %.

    В феврале 2008 года в Государственное Собрание Республики Мордовия был представлен законопроект «Об информационных ресурсах Республики Мордовия и информационном обеспечении органов государственной власти Республики Мордовия»¸ в котором, в частности, затрагивались  вопросы раскрытия информации. Однако, совместная работа Аппарата Правительства Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия и юридического отдела Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия над законопроектом показала,  что в связи с процессом совершенствования федерального законодательства и гармонизации его с региональным законодательством принятие данного законопроекта в настоящий момент не является необходимым и оптимальным. Поэтому, он был отложен на среднесрочную перспективу.

    6. Модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной и муниципальной власти.

    В  республике проводится целенаправленная государственная политика по развитию информатизации в регионе. На данный момент в Республике  Мордовия проведена автоматизация так называемых «низовых» звеньев системы: ЗАГС, ЖЭО, САО, ЖКХ. Полностью снабжены комплексами средств автоматизации  все сельские поселения. Создана 100% база данных похозяйственных книг.

    Полностью автоматизированы паспортные столы ЖЭО, проводятся работы по автоматизации расчета услуг за жилье и коммунальные услуги.

    Во всех органах ЗАГС Республики Мордовия созданы электронные базы данных, созданы все предпосылки для предоставления государственных услуг населению. Аналогичная работа по представлению муниципальных услуг проводится в рамках развития автоматизированных систем учета населения в сельских администрациях. В ряде лечебных учреждений Республики Мордовия в полном объеме внедрены автоматизированные системы. Проводятся работы по созданию телемедицинской сети Республики Мордовия.

    В конце 2008 года  сдан в эксплуатацию проект «Социальный регистр населения». В Республике Мордовия проводятся работы по развитию комплексной системы информационной безопасности в Доме Республики.

    Разработана концепция системы информационной безопасности в Республике  Мордовия, проводятся постоянные работы по исполнению федерального и регионального законодательств в области безопасности.

    Разработана и внедрена АИС обеспечения мобильной деятельности Правительства,  это так называемое «мобильное Правительство».

    Успешно внедрена  ав­томатизиро­ванная сис­тема делопро­изводства и до­кументооборота «Дело». Указанная система  функционирует в режиме постоянной эксплуатации в Администрации Главы Республики Мордовия и Аппарате Правительства Республики Мордовия.

    Создана скоростная информационная магистраль ОГВ  Республики Мордовия (1-я очередь), обеспечивающая  информационное взаимодействие органов государственной власти Республики Мордовия по единому стандарту и единым правилам. Разрабатывается проектно-сметная документация по созданию 2-ой очереди скоростной информационной магистрали ОГВ и местного самоуправления Республики Мордовия.

    Разработаны Технические требования к «Концепции и финансово-экономическому обоснованию создания системы  электронного документооборота в органах государственной власти Республики Мордовия с учетом создания Информационного центра управления регионом и доступом к данным государственных информационных систем», с целью повышения эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.

    Внедрен проект РСЭТ Республики Мордовия. Проект обеспечил управление государственными закупками для региональных и муниципальных нужд  Республики Мордовия.

    Второй проект в этой области - это создание  республиканского информационно-маркетингового центра в рамках  национальной сети ИМЦ. В настоящее время  региональный ИМЦ создан.

    В рамках административной реформы проводятся работы по созданию портала государственных услуг (в части оказания социальных услуг) в Республике Мордовия.  Разработаны  техническое задание, технический проект и рабочий проект на создание портала.   Разработан также электронный регламент предоставления информационных государственных услуг в сфере социальной защиты населения, создан реестр мер социальной поддержки, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения Республики Мордовия. Портал прошел опытное тестирование в органах социальной защиты населения на трех объектах  в г.о. Саранск.

    Создается региональный фрагмент единой информационной системы мониторинга социально – экономического развития субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия). В  этой связи в  четвертом квартале 2008 года осуществлялось  сопровождение комплекса задач во всех министерствах и иных исполнительных органах государственной власти, участвующих во внедрении системы. Осуществлялось  тестирование первой очереди информационной системы. В результате проведенного тестирования  были осуществлены дополнительные работы по подготовке системы к сдаче в промышленную эксплуатацию. В рамках тестирования системы было проведено дополнение базы данных  показателями социально-экономического развития муниципальных образований. В ходе тестовой эксплуатации реализована программа резервного копирования для ежедневного сохранения всех баз данных системы. Программа резервного копирования реализована как программно (создан скрипт, позволяющий создавать резервные копии всех баз данных системы  на отдельном ПК), так и аппаратно (произведена перенастройка серверного оборудования системы  в части замены RAID 0 на RAID 1). Устранены неточности в иерархии показателей системы.

    Постановлением Правительства Республики Мордовия от  22 декабря 2008 г. № 590 утвержден План  реализации в Республике Мордовия  Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2009-2015 годы.

    Следует отметить, что проведение эффективных процессов информатизации в регионе затрудняется в связи с наличием проблемы хронического недофинансирования сферы ИКТ.

    7.      Повышение эффективности государственной службы.

    В 2008 году в республике продолжалась работа по реализации положений Федерального закона  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поступления на  государственную гражданскую службу и ее прохождения.

    В целях повышения эффективности государственной гражданской службы Республики Мордовия  принят Закон Республики Мордовия  от 20 мая 2008 г. № 36-З «Об особенностях обязательного государственного страхования лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Мордовия».

    Разработаны и приняты Указы Главы Республики Мордовия:

    • от 18 февраля 2008 г. № 30-УГ «О Комиссии по вопросам оплаты труда и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия»;
    • от 4 апреля 2008 г. № 72-УГ  «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Администрации Главы Республики Мордовия»;
    • от 4 мая 2008 г. № 99-УГ «Об утверждении правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия»;
    • от 2 июля  2008 г. № 137-УГ «О порядке проведения конкурса и заключения договора на обучение между государственным органом Республики Мордовия и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы Республики Мордовия после окончания обучения».

    Внесены изменения в Указ Главы Республики Мордовия от 25 февраля 2005 г. № 22-УГ «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия и государственных гражданских служащих Республики Мордовия» (изменения внесены Указами Главы Республики Мордовия от 27 февраля  2008 г. № 40-УГ, от 14 июля 2008 г. № 140-УГ, от 8 декабря  2008 г. № 239-УГ).

    Принят Указ Главы Республики Мордовия от 10 апреля 2008 г.  № 82-УГ «Об утверждении перечня, величины и значимости ежемесячных (квартальных и годовых) показателей деятельности государственных органов Республики Мордовия для оценки результатов работы должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия в 2008 году» (внесены  изменения  Указом Главы Республики Мордовия от 22 июля 2008 г. № 146-УГ).

    Проводилась работа в сфере повышения квалификации государственных гражданских служащих. В частности разработана учебная программа 72-часовых курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих, ответственных за проведение административной реформы в государственных органах, по теме «Вопросы реализации административной реформы в Российской Федерации и Республике Мордовия». В учебную программу вошли в числе прочего занятия по теме противодействия коррупции. Обучение состоялось  в ноябре прошлого года.

    В 2008 году на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки были направлены 262 государственных гражданских служащих Республики Мордовия.

    В течение года в государственных органах Республики Мордовия проведено 137 конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы (в том числе повторные и несостоявшиеся). Всего по результатам конкурсов на должности государственной гражданской службы назначены 103 человека. Информация о конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Мордовия размещается в средствах массовой информации, на сайте органов государственной власти Республики Мордовия, в Государственном учреждении Центр занятости населения г. Саранска.

    В 29 из 36 государственных органов Республики Мордовия сформирован кадровый резерв. Общее количество лиц, состоящих в кадровом резерве, 142 человека, из них 98 включены в кадровый резерв по конкурсу.

    Следует отметить также и эффективную работу Комиссии по проведению административной реформы, на заседаниях которой были рассмотрены, согласованы и утверждены многие основополагающие вопросы, касающиеся реализации мероприятий административной реформы, в том числе ее организационного обеспечения.

    Несмотря на предпринятые шаги по совершенствованию государственного управления, по-прежнему реализация административной реформы затрудняется существованием ряда нерешенных проблем, а именно:

    • несовершенство теоретических и методологических подходов к проведению административной реформы, недостаточное правовое обеспечение перехода реформы с федерального на региональный уровень;
    • в процессе подготовки административных регламентов двух видов (исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг) возникают вопросы, связанные с  разграничением  услуг и функций;
    • низкий уровень развития информационных технологий, к сожалению,  не позволяет   широко использовать  принцип «одного окна»;
    • недофинансирование проектов ИКТ;
    • низкий уровень престижа  государственной службы, которая в большей степени связана с невысокой заработной платы.

    В целом степень реализации мероприятий административной реформы в Республике Мордовия в 2008 году можно оценить как достаточно высокую. Все ключевые пункты плана мероприятий на прошедший год выполнены. По обозначенным в Плане мероприятий направлениям достигнуты значительные результаты - проведена работа по упорядочению полномочий государственных органов, регламентации государственных функций и услуг, повышению их качества; предприняты меры по  совершенствованию информационного обеспечения деятельности государственных органов, повышению доступности и престижа государственной гражданской службы.